Антикоррупционная политика государственного казенного учреждения Самарской области «Государственное юридическое бюро»
Антикоррупционная политика
государственного казенного учреждения Самарской области «Государственное юридическое бюро»
Термины и определения
используемые в данном документе
В настоящем документе используются следующие термины и их определения.
Коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года
№ 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Предупреждение коррупции – деятельность организации, направленная на введение элементов корпоративной культуры, организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативными документами, обеспечивающих недопущение коррупционных правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником которой он является.
Личная заинтересованность работника (представителя организации) – заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.
1. Общие положения
1.1 Настоящая Антикоррупционная политика Государственного казенного учреждения Самарской области «Государственное юридическое бюро по Самарской области» (далее – Политика, Учреждение соответственно) разработана в соответствии с ФЗ от 25.12 2008 г. №273-ФЗ « О противодействии коррупции», методическими рекомендациями по разработке и принятию организационных мер по предупреждению противодействия коррупции.
Представляет собой базовый документ, определяющий основные задачи, направления и ключевые принципы деятельности государственного казенного учреждения Самарской области «Государственного юридического бюро по Самарской области».
1.2 Целью настоящей Политики является разработка и осуществление разносторонних и последовательных мер по предупреждению, устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию, формированию антикоррупционного сознания, характеризующегося нетерпимостью работников учреждения к коррупционным проявлениям.
1.3 Задачами антикоррупционной политики учреждения являются:
-
формирование у работников учреждения единообразного понимания позиции учреждения о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
-
минимизация риска вовлечения учреждения и его работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;
-
предупреждение коррупционных проявлений и обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения;
-
установление обязанности работников учреждения знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства;
-
формирование антикоррупционного корпоративного сознания.
1.4 Принципами антикоррупционной политики учреждения являются:
-
принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности, в том числе во взаимодействии с контрагентами и представителями органов государственной власти, самоуправления, своими работниками и иными лицами;
-
принцип личного примера руководства. Директор учреждения и иные руководящие работники учреждения должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением, создавать внутриорганизационную систему предупреждения и противодействия коррупции;
-
приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы с коррупцией;
-
недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности определенной группы работников учреждения, совершивших коррупционные правонарушения;
-
недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции и мерах антикоррупционной политики;
-
мониторинг и контроль. Учреждение осуществляет мониторинг коррупционных рисков, в том числе причин и условий коррупции, в деятельности по осуществлению закупок для нужд учреждения и устранения выявленных коррупционных рисков;
-
информирование и обучение. Учреждение размещает настоящую Политику в свободном доступе на сайте учреждения в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Политики всеми контрагентами, и содействует повышению общего уровня антикоррупционной культуры работников путем информирования и обучения.
-
Деятельность по противодействию коррупции в Учреждении осуществляется в соответствии с настоящей Политикой, планом противодействия коррупции Учреждения, утверждаемым приказом директора Учреждения на соответствующий период, иными локально- нормативными актами директора Учреждения, принятыми по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в Учреждении.
2. Область применения Политики и круг лиц,
на которых распространяется ее действие
2.1 Настоящая Политика предназначена для использования работниками учреждения, ответственными за реализацию мер по противодействию коррупции, в части соблюдения принципов и требований настоящей Политики и ключевых норм применимого антикоррупционного законодательства.
2.2 Круг лиц, подпадающих под действие Политики, устанавливается для следующих категорий лиц, работающих в организации:
- директор учреждения;
- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
- лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.
2.3 Принципы и требования настоящей Политики распространяются на контрагентов, а также на иных лиц в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в их внутренних документах, либо прямо вытекают из действующего законодательства.
3. Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в Учреждении, и их обязанности, связанные с предупреждением и противодействием коррупции
3.1 Эффективное управление антикоррупционной деятельностью учреждения достигается за счет продуктивного и оперативного взаимодействия следующих участников:
Директор учреждения:
-
утверждает настоящую Политику, локальные нормативные акты Учреждения, принятые по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции в Учреждении;
-
рассматривает и утверждает изменения и дополнения к настоящей Политике;
-
определяет должностное лицо из числа работников Учреждения, на которое возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию антикоррупционной политики в Учреждении;
-
организует проведение обучающих мероприятий по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
-
создает комиссию по противодействию коррупции.
Должностное лицо, на которое возложена ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию антикоррупционной политики:
-
разрабатывает и представляет на утверждение руководителю Учреждения проекты локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению (профилактике) и противодействию коррупции;
-
осуществляет контроль за соблюдением работниками Учреждения требований кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;
-
осуществляет контроль за соблюдением работниками Учреждения требований настоящей Политики;
-
проводит работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники Учреждения, и принимает меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
-
осуществляет прием и учет уведомлений о фактах обращения в целях склонения работников Учреждения к совершению коррупционных правонарушений, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения, и уведомлений о конфликте интересов работников Учреждения;
-
осуществляет проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных и иных правонарушений работниками Учреждения;
-
обеспечивает контроль за выполнением (соблюдением) Учреждением требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
-
осуществляет совместно с комиссией по противодействию коррупции проведение анализа и оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработку соответствующих антикоррупционных мер;
-
взаимодействует с судебными и правоохранительными органами, органами прокуратуры;
-
обеспечивает недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов;
-
проводит совместно с комиссией по противодействию коррупции проверку сообщений граждан и организаций о фактах совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения, в том числе поступающих через официальный сайт, направление данной информации в правоохранительные органы;
-
разъясняет сотрудникам Учреждения положения законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции;
-
осуществляет индивидуальное консультирование работников Учреждения по вопросам применения (соблюдения) положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции;
-
осуществляет активизацию работы по формированию отрицательного отношения работников Учреждения к коррупции: проводит профилактические беседы с работниками Учреждения, осуществляет мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников Учреждения;
-
осуществляет комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению работниками Учреждения поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки, либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки: проводит профилактические беседы с работниками Учреждения, осуществляет мониторинг выявленных в сфере противодействия коррупции нарушений, их обобщение и доведение до сведения работников;
-
проводит мероприятия, направленные на формирование негативного отношения работников Учреждения к дарению подарков в связи с их должностным положением или исполнением ими должностных обязанностей;
-
проводит анализ соблюдения работниками Учреждения требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе касающихся получения подарков, обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
-
осуществляет мониторинг, анализ изменения положений законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции и обеспечивает информирование работников Учреждения о внесенных изменениях под роспись;
-
обеспечивает размещение на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о мерах, проводимых Учреждением по предупреждению (профилактике) и противодействию коррупции, в том числе локальных нормативных актов по вопросам предупреждения (профилактики) и противодействия коррупции;
-
обеспечивает соблюдение в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» порядка рассмотрения поступивших в Учреждение обращений граждан;
-
проводит совместно с комиссией по противодействию коррупции анализ результатов реализации настоящей Политики и подготавливает по его результатам предложения о внесении изменений в настоящую Политику.
Комиссия по противодействию коррупции:
-
участвует в проведении анализа и оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Учреждения, наиболее подверженных таким рискам, и разработке соответствующих антикоррупционных мер;
-
участвует в проведении проверки сообщений граждан и организаций о фактах совершения коррупционных правонарушений работниками Учреждения, в том числе поступающих через официальный сайт;
-
проводит проверку по каждому выявленному факту несоблюдения работниками Учреждения требований кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения, выявленному случаю возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются работники Учреждения, выявленному случаю нарушения требований, касающихся получения работниками Учреждения подарков и порядка сдачи подарка;
-
участвует в проведении анализа результатов реализации настоящей Политики и подготовке по его результатам предложений о внесении изменений в настоящую Политику;
-
осуществляет рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;
-
участвует в осуществлении мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, рассматривает уведомления о конфликте интересов работников Учреждения.
4. Обязанности работников учреждения, связанные
с предупреждением и противодействием коррупции
4.1 Работники учреждения обязаны:
-
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Учреждения;
-
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения;
-
незамедлительно информировать руководство Учреждения, либо лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
-
незамедлительно информировать руководство Учреждения, либо лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Учреждения или иными лицами;
-
сообщить руководству Учреждения, либо лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
4.2 Работники должны не ограничиваться обязанностями и предписаниями настоящей Политики, а предпринимать иные рекомендованные и необходимые меры для ведения системной, полномасштабной и всесторонней работы по комплексному противодействию любым возможным коррупционным проявлениям в учреждении.
5. Перечень реализуемых учреждением
антикоррупционных мероприятий
5.1 Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведения и декларация намерений:
– разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников Учреждения;
-
разработка и утверждение Стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы и поведения сотрудников учреждения.
5.2 Разработка и введение специальных антикоррупционных процедур:
– введение процедуры информирования работодателя работниками Учреждения о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;
– введение процедуры информирования работодателя о коррупционных нарушениях других работников, контрагентов и иных лиц и порядка рассмотрения таких сообщений;
– введение процедуры информирования работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка его урегулирования;
– проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер.
5.3 Обучение и информирование работников:
– ознакомление работников под роспись с нормативными документами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
– проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики коррупции;
– организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур.
5.4 Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита учреждения требованиям антикоррупционной политики:
– осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних антикоррупционных процедур;
– осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета.
5.5 Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материалов:
– проведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции;
– подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции.
6. Ответственность работников за несоблюдение
требований антикоррупционной политики
6.1 Работники Учреждения обязаны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации.
6.2 Работники Учреждения независимо от занимаемой должности несут ответственность за соблюдение принципов и требований антикоррупционной политики учреждения.
6.3 К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Порядок пересмотра и внесения изменений в Политику
7.1 Пересмотр и внесение изменений в Политику осуществляется при выявлении недостаточно эффективных положений Политики либо при изменении требований применимого законодательства Российской Федерации в порядке, в котором принята Политика.
7.2 Внесение изменений в настоящую Политику оформляется приказом директора Учреждения, подготавливается должностным лицом Учреждения, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, реализацию Политики по согласованию с комиссией по противодействию коррупции.
7.3 Политика подлежит пересмотру 1 раз в 2 года по итогам анализа результатов реализации настоящей Политики, планов мероприятий по противодействию коррупции в Учреждении за 2 года.